Назад к части 3

День тринадцатый. Потеряшки.

Утром проснулись, позавтракали и довольно быстро собрались. Схема движения осталась прежней: я тащу лодку и иногда плыву на ней, ребята идут по берегу с ружьем. Сначала все шло хорошо, они помогли мне перетащиться через несколько перекатов. Затем Коля наткнулся на выводок глухарей, и я вырвался вперед. На беду мы забыли достать рации, поэтому оставалось только кричать друг - другу. Выстрелы раздавались где-то далеко позади, я решил подождать ребят на точке, которая была и у них и у меня в GPSе. Однако стоять мне быстро надоело, поэтому я решил оставить какой-нибудь знак и двигаться дальше. На глаза попалась канистра из под масла, поставил ее на большой камень и поплыл дальше. Надо сказать, что антропогенного мусора на Полте, в разы больше чем на Лаке. Особенно много канистр из-под масла. Зимой, наверное, здесь проходит снегоходная трасса.

Дальше двигался и периодически строил пирамиды из камней, для того чтобы ребята поняли – я здесь прошел. Все больше становилось острых камней. Вода растворяет гипсовые минералы и у камней образуются многочисленные острые кромки. Я всерьез опасался за днище байдарки, тем более что на перекатах воды было маловато. Но в этот раз пронесло.

Видел, как рыба шарахается  от лодки, но размер ее совсем не впечатлил. Это были хариусы, но размером 10-15 см. Зато этих харюзков было бесчисленное множество. Другой рыбы на глаза не попадалось.

Река текла в глинистых берегах, покрытых высокой травой. Иногда попадались песчаные отмели. На них встречались следы выдр, лосей и волков. Прямые участки реки чередовались с бесконечными поворотами. На этих петлях было особенно много перекатов. Высокие берега, поросшие смешанным лесом, то подходили близко, то отдалялись от русла. Иногда было видно, что за этими буграми высокого леса нет, болото подходит совсем близко к реке.

Один раз, совсем близко, из прибрежной травы взлетел глухарь. Заставил меня вздрогнуть. Такой взлет у меня ассоциируется с взрывом, только что ничего не было, и вдруг шум-треск и огромная птица мчится от тебя на всех парах, виртуозно избегая встречи с ветками деревьев. Отлетев метров на сто, садится на елку, оценивает обстановку и, через секунду, уже снова летит, чтобы скрыться уже совсем.

Несколько раз останавливался и кричал ребятам, но ответа не услышал. Посмотрев внимательно на карту, решил что они, наверное, срежут большую речную петлю, и выйдут прямо на стоянку. Поэтому перестал строить пирамиды и в ускоренном темпе начал продвигаться к намеченной точке. Вскоре увидел на песчаной косе две пары следов, по отпечатку протекторов понял, что это мои товарищи. Теперь уже спокойно двигался вперед. Запах костра услышал за четыреста метров до места, благо ветерок был в мою сторону.

Ребята сказали, что пришли всего за пятнадцать минут до меня и моих знаков не видели. Коля добыл двух рябчиков, а к глухарям подойти не удалось.

После обеда мы с Димой пошли ловить рыбу, он, с нахлыстом, вниз по течению, я вверх. Найдя в коробке самую маленькую блесну (мепс 0,9 гр) с одинарным крючком, привязал ее прямо к леске. Нашел небольшой омуток и стал забрасывать немного против течения. При почти полном отсутствии ветра такая блесна летела не далее 15 метров. Мелкие харюзки щипали блесну, но не могли зацепиться за крючок, но вот, наконец, из-под берега выстрелил хариус покрупнее и уверенно заглотил блесну. Один есть, подумал я. Второго точно такого же удалось поймать только через час и примерно в километре от первого. Да, Полта это вам не Лака, здесь нужно потрудиться, чтобы добыть себе хлеб насущный.

Вернувшись уже в темноте  узнал, что нахлыст снова не сработал, Дима вернулся пустой. После этого я укрепился в мысли, что осенью спиннинг предпочтительнее нахлыста.

Уже в темноте ели рябчика  с макаронами и устраивались спать. Я уже был в палатке, когда вдали раздался душераздирающий вопль. Так обычно кричит раненый заяц. А когда мы все уже были в своих спальниках, и Коля закончил писать путевые заметки, опять, так же как в последнюю ночь на Лаке, мы услышали отрывистый глухой лай. Он возник вдалеке, на грани слуха, но стал быстро приближаться. Трудно описать словами, но было совершенно ясно, что это лает не собака. Вскоре стало слышно еще два голоса, один правее, другой левее. Эти голоса были похожи на тявканье щенков. Вся эта троица двигалась вдоль  реки и приближалась к нам. Внезапно лай прекратился и мы услышали удаляющийся топот. Обсудив этот эпизод, мы признали самой убедительной версией случившегося, то, что это волки охотились на зайца или еще кого-то, наподобие того как охотники это делают с гончими собаками. Я, конечно, никогда не слышал и не читал, что волки гоняют с голосом, но знаю, что лаять они умеют, а гонять с голосом гораздо удобнее, чем молчком. Ведь те зверюги, что стоят на лазу и готовятся перехватить добычу должны знать, где идет гон. Ну а тявкающие звуки, мог издавать молодняк, в это время его как раз начинают брать на охоту мамаша с папашей. Наткнувшись же на наш бивуак, волки быстро поняли, кто в доме хозяин и молча смылись. Зайчик (если это конечно он), был совсем не дурак, если проскочил между костром и палаткой.

Ночь прошла спокойно.

День четырнадцатый. Пикник на Полте.

На этот день было запланировано пройти около восьми километров до точки слияния Полты и Старокелейной. Река стала довольно полноводной, поэтому это расстояние мы рассчитывали пройти быстро. Выход запланировали на три часа дня. А первую половину дня решили посвятить рыбалке и охоте. Надо было доловить рыбы хотя бы до полной сковородки. У Коли остался последний дробовой патрон. И он очень хотел добыть с его помощью рябчика. Дима в этот раз взял спиннинг вместо нахлыста. Пошли вверх по течению, все вместе, но Дима быстро ушел вперед, Коля прочесывал лес, а я методично облавливал омута. Точно так же как и вчера, сразу клюнул приличный харюзок (примерно 150 гр.), но я не расслаблялся и делал заброс за забросом. Мелочь все время пыталась схватить блесну, но не могла. Я переходил от омута к омуту и настойчиво махал. Постепенно научился ловить и мелочь. Надо угадать момент и вовремя легонько подсечь, что с монолеской трудно, так как подсечка происходит с запаздыванием из-за растяжимости лески. Поиграв в игру «поймал-отпустил», двигался дальше в поисках более крупных экземпляров. В итоге поймал еще несколько стограммовиков.

К обеду вернулись в лагерь. Коля добыл своего рябчика, Дима поймал одного хариуса, примерно 200 гр. весом. И так как Дима по хариусам рыбак более опытный чем я, то напрашивается вывод о превосходстве ультралайта над обычным спиннингом, по крайней мере, при такой капризной рыбе.

На обед съели этого рябчика с остатками картофельного пюре. Получилось на удивление неплохо. Рыбу оставили на прощальный ужин.

После обеда собрались, погрузились и отчалили. На этот раз достали рации, поэтому знали, кто где находится. Сначала Коля и Дима меня несколько обгоняли, но вскоре перекаты прекратились, и начался бесконечный «гребной канал». Тут уж я вырвался вперед. Было тепло, вылетели многочисленные насекомые, стали покусывать комарики. Река буквально кипела от всплесков мелкого хариуса. Иногда они выпрыгивали из воды целиком. И лишь изредка, в глубоких, заводях мелькали тени более крупных рыб, и то я не уверен, что это были не щуки.

Я уже говорил, что по берегам довольно много техногенного мусора, и вот километров за пять до Старокелейной  я увидел на дне колпак от мотора Нептун. Стало понятно, до какого места можно подняться на моторе. Колпак я достал и водрузил на большом камне. Пусть все узнают о подвиге мотора-героя.

Вскоре я выплыл на слияние Полты и Старокелейной. Там есть стоянка и от нее идет тропа к дороге. Именно на этой стоянке мы планировали ночевать и утром выходить к дороге. Но неожиданно стоянка оказалась занята веселой компанией. Громкие крики извещали об этом всю округу. Я представил, что сейчас начнутся расспросы кто?, откуда?, как?, не совсем трезвых людей, и поспешил завести лодку в Старокелейную за поворот.

Посовещавшись по рации с товарищами, которые были еще в километре от меня, решили, что я поднимусь, сколько смогу по Старокелейной, и мы заночуем на ее берегу. Так и сделали. Завалы на Старокелейной были пропилены, так же как и на Полте, только несколько елок упавших в этом году мешали движению. Но их удалось преодолеть. Поднявшись вверх по течению метров на четыреста, я встретил ребят, и мы вместе нашли место для стоянки. Интересно что вода в Старокелейной светлая. В отличии от красноватой воды Полты, но плещущийся рыбы в ней нет. Только что плыл по Полте, и вся вода просто кипела от рыбы, зашел в Старокелейную и тишина. Странно.

Вечером жарили полтинских хариусов и доедали каши. На завтра оставили только пачку галет. Ночью наши шумные соседи бродили по лесу, стреляли, трубили в охотничий рог, женщины визжали от восторга, и ревели моторы машин. Нам, не видевшим людей две недели, все это казалось более диким, чем встреча с медведем. Впервые за весь поход мы взяли на ночь ружье в палатку.

День пятнадцатый. Выход.

Нас должны были забрать в 12 часов, то места встречи было шестьсот метров, поэтому мы собирались не спеша. Коля вдруг вспомнил, что хорошо бы домой рябчика привезти. Из патронов оставались только пули. Вскрыли пулевой патрон, разрубили и разрезали пулю на 150 кусочков, засыпали обратно, вырезали прокладку из картонки, закрыли ею дробь и залепили расплавленной еловой смолой. На все это ушел почти час времени. Коля ушел искать рябчика, а мы с Димой продолжали сборы. Через некоторое время вдали прозвучал выстрел, затем второй. Еще через полчаса появился Коля и сообщил, что самодельная дробь рябчика не взяла даже с пятнадцати метров, впрочем, как и пуля.

У Димы порвался рюкзак, и ему пришлось нести один из бочонков в руках. Хорошо что это случилось в последний день, и совсем близко от финиша.

На дорогу стали выходить около одиннадцати часов, встречавшие нас родители уже были на месте и кричали «ау», так как рацию забыли дома. Мама привезла теплого хлеба и помидоров с дачи. Ничего вкуснее я в жизни не ел.

Итоги:

За 15 дней пройдено с включенным GPS-ом – 145 км, вынесено 15 кг соленого хариуса и щуки. Ночевали десять ночей в палатке, четыре ночи в избах. Съедено 15,5 кг  продуктов взятых с собой, около 20 кг рыбы, 13 рябчиков, 1 тетёра, 1 крохаль. С 29 августа по 12 сентября 2010 г в районе похода было 5 дней без дождя, 2 дня дождь лил не переставая, 2 ночи были с явным заморозком.