Отчет о походе 2004 года

В этом году решили сходить в поход на Лодьмозеро. Выбор был обусловлен тем, что у нас появился новый, проходимый транспорт (УАЗ-3162) и тем, что рыба там есть всегда. Такое категоричное суждение основывалось на личном опыте Коли, который бывал там неоднократно. Папа же, наоборот, на этом озере не был и желал лично убедиться в «обетованности» тех мест. Состав группы состоял из меня и папы. Коля предпочел поехать с семьей в деревню. Просилась еще и мама, но ввиду особенностей маршрута (часть пути проходила по воде, а лодка берет только двоих) пришлось отказаться и от этой затеи. Прогноз обещал неустойчивую погоду с ветрами и дождями и как назло полностью оправдался.

Выехали мы 11 сентября и к 10 часам благополучно добрались до намеченной точки пешего старта. Машина вела себя хорошо и позволила сократить пеший путь на 5 км, по сравнению с прошлым разом, тогда мы ездили на 2106. Далее дорога пересекала болотце (была у меня мысль попробовать его форсировать, но решили не рисковать) и шла в сторону Тельдозера. Однако пришлось попотеть примерно на километровом участке захламленного болота, топая по следу ГТС-ки. Поклажа тянула по 25 кг. на брата. Я нес лодку, палатку и еще много чего по мелочи в Колином рюкзаке, папа нес продукты и спальники в кузове. Вообще еще год назад эти вещи пришлось бы нести втроем, так как их вес составлял бы килограмм 70. Но за это время наше снаряжение стало современнее и легче. Так новая лодка весит 10 кг хотя более вместительна чем старая, которая весит 18 кг. Новая палатка весит 3 кг, а старя весила 8. Продукты мы тоже научились комплектовать лучше, сильно сократив их вес, не теряя при этом в качестве.

К полудню подошли к поселку Тельдозерский. Нас встречал колоритный мужик в капитанской фуражке и с лопатой. Лопатой этой он хотел отоварить нас, так как принял нас за ребят, что украли у него сети. Поговорили с ним, оказалось, что живет он здесь весь год, на лето к нему приезжает бабка. Больше всего нас поразило, что за дровами он ездит на трелёвочнике старинном, в народе называемом сороковкой. Мы быстро накачали лодку, погрузились и поплыли против ветра по Тельдозеру к месту перехода на Лодьмозеро. Проплыв километров пять, и потратив на это более трех часов, мы высадились в нужном месте. Берег встретил нас сплошным ковром брусники и черники. Время уже поджимало, и мы быстро свернувшись, двинулись опять пешком на встречу с Лодьмозером. Уже не далеко от озера пошли не по той просеке, хорошо GPS не дал сильно заплутать. Вышли, как и планировалось, к маленькому озерку примыкающему к Лодьмозеру. В этом озерке даже воды не удалось попить, она просто кишела микроорганизмами, пришлось терпеть до большой воды. Выплыв на большое озеро поняли, что грести придется опять против ветра, он изменил направление и усилился. Однако мы самонадеянно еще сделали крюк, чтобы посмотреть избушку в восточной части озера. В итоге к своей избе (у истока Лодьмы) добрались измученные только в 9-30 вечера, в сумерках. Успели только поставить мелкую сетку на живцов, поели кое-как и бухнулись спать.

Утром встали и проверили сеть. Попались только окунек и сорожка, а еще была большая дыра, мы решили, что это от коряги на дне. Сразу поставили две жерлицы прямо с берега. Позавтракав, пошли на речку ловить живцов. В прошлый раз (в 2001г.), рыба на удочку ловилась только в речке. В этот раз было то же самое, но только из-за неустойчивой погоды клев был значительно хуже. Однако в первый день удалось наловить десятка три ельцов. В первый же день как-то сам собой установился распорядок дня, который сохранялся до самого отъезда. С утра и до обеда ездили проверять жерлицы. После обеда ловили живцов, причем улов иногда составлял менее десятка хвостов. Как назло, дождь шел обычно после обеда, а при дожде на удочку ловилось очень плохо. Много времени занимали бытовые дела: дрова, готовка, засолка рыбы. В итоге на свободное время, то есть на спиннинг у меня и охоту у папы оставалось очень мало времени.

В этот раз мы проводили эксперимент с конструкцией жерлицы. У дедушкиных жерлиц, видимо от старости, стал часто отламываться заостренный конец в месте перегиба. Поэтому мы изменили конструкцию, просверлили отверстие и пристегивали проволоку к веревке через карабин. Еще был увеличен размер крючка до 22 номера. И если карабинчики себя оправдали (всего один сход из-за поломки карабина), то размер крючка не повлиял на количество сходов. По сравнению с прошлым годом сходов было гораздо больше, по моим подсчетам, до половины поклевок заканчивалось сходом. Я связываю это с особенностью озера, так как клев был активным.

Установка и проверка жерлиц осложнялась сильным ветром и дождями. Из-за ветра приходилось выбирать места для установки жерлиц с подветренного берега и за островами. В первые дни щука брала, как только мы отъезжали на несколько метров от жерлицы. А вообще, к концу похода я удивлялся, когда видел не сработавшую за ночь жерлицу, настолько активным был клев. Но вот живцов добывать с каждым днем было все труднее и труднее. В озере на удочку не клевало совсем. В реке клев был очень капризным, в дождь не брало, после сильного ветра, когда по реке несло много листьев и мусора, то же не брало. Приходилось далеко уходить, чтобы вытащить десяток другой ельцов. Пробовал кидать спиннинг с вертушкой размера 00, но блесенка никак не хотела заводиться. Пришлось гнуть лепесток, но все равно заводилась она не всегда. На нее удалось поймать одного ельца, одного хариуса и небольшую щучку. Еще одна щучка покрупнее запутав плетенку в коряге сумела сорваться с маленького тройника.

В этот раз ловля на спиннинг была гораздо результативнее прошлогодней. В озере было поймано три щуки и язь на килограмм, а еще несколько окуней. Язь взял на «съедобную резину», при классической ступенчатой проводке. Джиг-головка была не обычная, а с грузиком на цевье крючка. Приманка же крепилась с помощью двух проволочек. Жало крючка спрятано в теле приманки, т.е. получилась классическая незацепляйка. На эту же приманку были взяты две щуки. В общем «съедобная резина» полностью себя оправдала.

Еще мы съездили на лодке к месту впадения самой крупной реки в озеро – Северухе. Речка оказалась очень красивой и чистой, мы так увлеклись, что заехали в нее километра на три. Видели уток, слышали рябчиков. Берега ровные, удобно ловить на удочку и спиннинг. Мы с папой так впечатлились, что забыли поснимать на камеру. По Северухе несло несколько спиленных бревен, и мы решили, что в ее верховьях идут лесозаготовки.

Еще мы попали под сильнейший град. Мы только проверили последнюю жерлицу и уже плыли к избе, как налетела туча и начал бить град. Размером он был с вишню и стучал по спинам очень больно. Хорошо мы были недалеко от берега и, выскочив из лодки, успели забежать в лес. Озеро просто кипело, брызги от ударов градин поднимались до полуметра от воды. Самое поразительное в этом то, что градины тонули, и потом их было видно лежащими на дне, у берега, где глубина небольшая. Берег был весь засыпан градом, а с деревьев сбило очень много листвы.

Папа охотился на рябчиков и ему удалось установить своего рода рекорд. Он смог подманить рябчика и добыть его не выходя из дверного проема избушки. Было добыто четыре рябчика (больше было просто не съесть). А вот стрельба по уткам на озере не принесла результата, видимо для дальней стрельбы легкая двадцатка не подходит.

На жерлицы было поймано 38 щук и один налим. Он кстати оказался жестким, мы с папой пожевали его, съели печенку, да и выбросили. Все равно в засолку налимы не годяться. В одной из щук была обнаружена полевая мышь, что наводит на мысль о возможности результативно ловить на поппер.

Обратная дорога была значительно легче, хотя ноши было больше. Один кузов с рыбой тянул килограмм на тридцать. Только мы отошли от озера как услышали там голоса людей, а затем и звук мотора. Жалко по такому озеру ездить на моторе, но в людях все еще преобладает добыча природных богатств, а не получение удовольствия от их созерцания. Потому и озера наши запутаны сетями, хотя вроде не голодаем, а рыбу можно поймать и более спортивными методами. Потому и пластиковый мусор стал повседневным явлением даже в столь отдаленных уголках леса.

Встречали нас Коля, Леша и мама. Коля даже пошел нам на встречу и здорово облегчил ношу папе. В день выхода была прекрасная погода, мы еще посидели у костра, поели домашних пирогов, привезенных мамой. И только потом, не спеша, поехали домой.