Поход 2010 г.

маршрут: Луковецкая ТД - Полтозеро - река Лака - озеро Ковальское - река Полта - Луковецкая ТД

29.08 - 12.09.2010

Мы в такие шагали дали

Что не очень-то и дойдёшь…

Для меня все началось год назад. Я встречал брата и Диму из похода на Лаку,  видел их горящие глаза, слушал рассказы взахлеб, ощущал от них запах дыма и рыбы. И так захотелось тоже рвануть с ними на будущий год, что в ответ на прямой вопрос, я дал прямой ответ – да!

И началась подготовка.  Перелопатив инет и особенно наш форум, все продумав и взвесив, я купил спиннинг, катушку, рюкзак, заказал и получил на день рождения спальник, я даже купил станочек и навязал мух, предварительно прочитав книгу по этому искусству. Очень опасался, что на вертушки хариус брать не будет и всерьез рассматривал покупку нахлыстового комплекта. Но так как у Димы нахлыст был, решил ограничиться утяжеленными мухами и ультралайтовым спиннингом. Забегая вперед скажу, это было правильное решение.

Зима, весна, лето – неспешная подготовка продолжается, слово «поход» все время висит в голове. Вот уже назначена дата выхода, вот позади несколько суетливых дней по закупке всего-всего, без чего нельзя обойтись. Но вот сборы завершены, рюкзаки упакованы, и мы едем в тесной машине по луковецкой технологичке.

День первый. Заход.

Доехав до конца Луковецкой технологической трассы, видим ниву и охотников с ружьями рядом. Выгрузили рюкзаки, разговорились. Они от машины далеко не отходят, видимо дичь сама подлетает к ним. Узнав, что идем на Полтозеро, сказали, что ездят туда зимой на буранах и, что озеро «богатое». Удивились тому, что мы хотим к девяти вечера быть на озере (а было около 9 утра), пожелали нам удачи и уехали. Мы же попрощались с родителями, исполнявшими обязанности забросной команды, водрузили на себя рюкзаки и пошли.

Тут хочу позволить себе небольшое лирическое отступление. Есть очень распространенное слово – «пошел». Еще в начальной школе помнится, меня ругали за то, что я в каждом предложении сочинения на тему «как я провел лето» использовал это слово. Пошел туда, сходил сюда, все очень просто, читаешь и представляешь как теплым сентябрьским деньком турист идет по сосновому бору по торной тропе. Лицо ему обдувает ветерок и птички кругом поют. В жизни же один «пошел» от другого отличается радикально. Одно дело идти налегке, пусть даже и по буеракам и болотам, устанешь, конечно, но километров двадцать пройдешь за день точно. Другое дело нести рюкзак весом 27 кг. Здесь уже важно все, каждый стволик упавший поперек дороги, каждое болотце и даже лужа высасывают из тебя силы как вампиры. И хорошо когда есть хоть какая-то дорога или тропка, хуже всего идти с таким рюкзаком по компасу или GPSу, на прямую по лесу. Вот тут-то и начинаешь понимать важность веса твоего снаряжения. Слава богу, мои более опытные товарищи не дали набрать мне кучи ненужных вещей. Но и нужные вещи должны легкими, при покупке надо рассматривать вес как основную характеристику.

Да, совсем забыл представить своих попутчиков: Николай – штурман и генератор идей, по совместительству мой младший брат. Дима – немногословный, выносливый и надежный товарищ. Оба они врачи, нейрохирург и анестезиолог, однокурсники и друзья, каждый год вдвоем ходят в походы.

Ну и я – ваш покорный слуга - Владимир, работаю экономистом, в серьезные походы хожу раз в пять лет, соответственно опыта и закалки маловато.

Вернемся к нашей дороге. Вначале она была совсем не плоха, раскорчеванный зимник, совсем сухой. Даже растрескавшийся, как в пустыне.

Постепенно он становился все уже и уже и в конце концов превратился в вырубку. На этой вырубке мы довольно быстро нашли тропку и вышли на озеро. На озерке стояла избушка-конура. Озеро довольно живописное и видимо рыбное. Здесь мы первый раз вскипятили чай в новом котелке и поели галет. До намеченной цели оставалось еще  14 км.

Дальше шли по болоту и довольно долго искали квартальную визиру, по которой идти было полегче. На привале съели сникерс,  действительно, сил прибавляет, ненадолго, примерно на час. По визире шли километров шесть, затем наткнулись на дорожку, проложенную каким-то вездеходом. Протектор у него был как у ГАЗ-66, однако колея уже, и он почти не проваливался в болоте. Подумав, что ехать кроме Полтозера тут некуда, пошли по следам вездехода. Последние часы пути для меня были очень тяжелыми, хотя мы и шли по неплохой дорожке и отдыхали через каждый километр, усталость сказывалась все сильнее и сильнее. Когда показалось Полтозеро и оставалось преодолеть последнее болото у меня уже темные круги перед глазами стояли. Я отпустил ребят обустраиваться в избе, а сам устроил привал за четыреста метров до цели. Вид открывался изумительный. Большое озеро вдали, к нему примыкает болото, посередине болота небольшое круглое озерко, соединенное протокой с большой водой. На маленьком озере плавают две пары белых лебедей и с десяток молодых – серых. Картину дополняют островки леса с корявыми соснами и согнутыми от ветра березами, белые барашки волн на большом озере, и все это освещено лучами низкого солнца, вдруг выглянувшего из-за плотных туч. Сил доставать фотоаппарат уже не было, поэтому надеюсь на ваше воображение. Добрев до избы и чуть отдышавшись, стал помогать готовить ужин. Рядом с избой стоит столик со скамейками и видом на озеро, и хотя дождик пытался нам помешать, макароны мы кушали на воздухе. Налили и по пятьдесят грамм джина. Изба оказалась бывшей баней, но весьма просторной и более- менее чистой. Пять человек могут в ней разместиться с комфортом. Уснул я в туже секунду как принял горизонтальное положение. В этот день за 10 часов мы прошли 22 км.

День второй. Здравствуй Лака!

Утром ветер, к сожалению, и не подумал ослабнуть. Нам предстояло пересечь озеро по диагонали на байдарке. Это примерно шесть километров. Байдарка надувная, носит название «Каньон», сухой вес с веслами, сиденьями и насосом 17 кг., количество мест 2 с плюсом. Плюс это значит еще один пассажир или куча вещей. У нас же было и то и другое. Да еще ветер, носящий у байдарочников гордое название «вмордувинд». Накачали лодку, кое-как все разместили и отплыли.

Я сидел посередине на гермомешке и пытался сохранить равновесие, но удавалось это с трудом. Ветром байдарку все время разворачивало, гребцы справится с этим не могли. Доплыли до песчаной отмели и стали думать, как быть дальше. Решили переехать на другой берег и отправить меня пешком, а самим грести к точке высадки.

Переплыли озеро и обнаружили избу на берегу. Вернее сказать будку, сколоченную из досок, совсем новую. В ней была печка, нары, запас продуктов и дров. Видимо если печку топить непрерывно, то и зимой будет тепло. Приятно когда встречаешь такие избы, чистые и ухоженные.

Ребята отчалили и довольно быстро поплыли, я же шел по берегу. Шел, смотрел на ребят, и размышлял на тему: почему того кто сидит сзади народная молва завет «гребибля», а того кто впереди – «гребубля». Берег озера каменисто-песчаный, уровень воды на 15-20 см ниже обычного. Пока шел четыре километра, не попалось ни одного ручья впадающего в озеро. На песке очень много следов глухарей и лосей. В одном месте увидел камень с углублением, заполненным дождевой водой красноватого цвета. Там же лежали несколько ягод брусники. Наверное, птицы натаскали.

До точки высадки дошел очень быстро, сказывалось отсутствие рюкзака. Северная часть озера более живописна, так как береговая линия неровная. Где-то там находится большая хорошая изба, в которую мы не заезжали. Наблюдал большого пернатого хищника. Скорее всего, ястреб-тетеревятник.

Ребята приплыли буквально на пятнадцать минут раньше меня. Пока скручивали лодку, вскипел чай, попили, попрощались с озером и двинулись к Лаке. Пройти пришлось 6,5 км, Коля пытался провести нас по сухим бугоркам, и жаловался на отсутствие информации о рельефе, в собранном к походу картографическом материале. Эти километры прошли легко, лес неплохой, только многовато поваленных деревьев. Грибов нет (вернее нашли один большой красноголовик и все), комаров и мошки тоже нет. Впрочем, на протяжении всего похода их так и не было, кроме последних двух дней, мазь таскали зря - целых 200 гр веса.

Коля собрал ружье в надежде добыть дичь на обед. Но на косачей наткнулись только у самой речки. Там очень интересное место: – поляна (или луговина покрытая белым мхом), на ней в шахматном порядке, через каждые пять метров расположены маленькие муравейники. Вокруг поляны много берез. Тетерева разрывают эти муравейники и питаются яйцами муравьев. Взлетают довольно близко, и неожиданно. Коля стрелял два раза, но промахнулся, да и не мудрено, с таким-то рюкзаком за плечами.

Лака предстала перед нами заросшей лопухами. Воды совсем мало, уровень ниже прошлогоднего на 30 см. Стало понятно, что легкого сплава не будет.

Пообедали на высоком бережку кашей, попили чайку. До вечера было еще далеко, поэтому решили сплавиться на 5 км до хорошей стоянки. Надули байдарку, уложили рюкзаки. Коля высказал желание идти по берегу с ружьем, мы с Димой поплыли. Вернее 90% времени мы тащили лодку через лопухи и перекаты. Временами Дима просто шел по берегу. Под ногами мельтешили мальки каких-то рыб. Вода прозрачная как слеза. Ребята говорят, что в прошлом году была красноватая. Стока с болот, видимо, нет совсем, питают речку только ключи. Берега и дно буквально истоптаны лосями. Я даже нашел неплохой лосинный рог прямо в воде. К сожалению, взять его не было возможности, он весил килограмм пять. К вечеру добрели до намеченной стоянки. Коля был уже там, он добыл рябчика, так что на ужин у нас было блюдо достойное лучших ресторанов «городу Парижу» – рябчик с грибами и чечевицей. Вернее с одним грибом.

Хочу описать место этой стоянки, так как оно характерно для верховий Лаки. Довольно крутые берега, но подходят совсем близко к руслу, покрыты мхом и травой. Еще нет каменистых осыпей главенствующих в среднем течении реки. Развитой долины пока нет, но есть довольно ровные террасы поросшие можжевельником. Этакие альпийские луга. Почему на них не растут деревья для меня лично - загадка. Вверху начинается лес, преимущественно молодой – лиственный, вероятно поднявшийся после давнишнего пожара. И среди этого леса стоят колоссы – лиственницы, имеющие настолько толстую кору, что низовые пожары им не страшны. Все вместе это образует присущий Лаке и весьма живописный пейзаж.

Вечером довольно долго сидели у костра, пили джин, а затем чай, разговаривали, смотрели на взошедшую луну. Досидели до инея на траве, и только после этого пошли спать.

День третий. Первая рыба.

Ночью было довольно холодно. Явный минус, даже в палатке стены покрылись инеем. На чехле моего спальника написано, что при -1 градусе существует риск потери здоровья. Однако я не замерз совершенно, правда, в термобелье. Коля сказал, что спальник новый, поэтому хорошо держит тепло. У него был старый, и он ночью просыпался от холода.

Утром Коля обновил сковородку и сделал нам оладьи. Продается в магазинах, оказывается такой порошок, который разводишь водой, и получается тесто для оладий. Очень вкусно и вносит разнообразие в походное меню. Вместо чая был настоящий кофе, само собой, сваренный на костре еще вкуснее, чем на плите. Вот такой аристократический завтрак.

В этот день по нашему плану надо было достигнуть мест, где есть рыба. По прикидкам ребят,  нужно продвинутся минимум на десять километров вниз по реке. Избрали туже тактику что и вчера, двое сплавляются, один идет по верху налегке. Река стала немного шире, но легче от этого не стало. Все те же лопухи и перекаты, на которых приходилось не только покидать наше судно, но серьезно упираться, чтобы перетащиться через камни. Где-то после сотого раза посадка-высадка перестает напрягать, тело делает все автоматически, а вот перетаскивание через камни вгоняет в пот и отвлекает от созерцания природы. Радует практически полное отсутствие завалов. Разгрузкой вещей занимались всего два раза. Но продвигаемся все равно медленно, до обеда прошли всего 5 км.

Неожиданно русло расширилось, и мы с Димой въехали в первый достойный внимания омут. Это было практически маленькое озерко с глубиной до 1,5 метров и просматриваемое насквозь. А увидели мы там трех щук. Они стояли неподвижно поперек течения, поделив заводь на равные участки. На вид они казались небольшими, грамм на 500-700. Дима загорелся поймать их, а я захотел снять на видео этот процесс. Сообщив по рации Коле о нашей остановке, мы приступили. Дима расчехлил свой спиннинг, прицепил вертушку примерно второго номера, и сделал заброс в сторону рыбы. Щука явно среагировала и развернулась в сторону приманки. Подкорректировав прицел, Дима делает второй заброс. Опять не очень удачно, приманка идет за хвостом зубастой, однако это не мешает щуке мгновенно развернуться и схватить вертушку. Дальше короткая борьба, шум и брызги, Дима тянет щуку как лебедкой к себе, но она трясет головой и выплевывает блесну. После этого быстро покидает поле боя, спрятавшись там, где спрятаться невозможно по определению. Этот  драматический момент я снимал на видео. Другие две хищницы стояли в сторонке и как будто ждали своей очереди. Приняв во внимание неудачу в первой попытке, прихожу на помощь Диме, и страхую его с подсачеком. Поэтому триумфальную поимку оставшихся щук фиксировать было некому. Они были пойманы буквально с первого заброса и оказались удивительно большими для своего водоема. Одна потянула на 2,7 кг, другая чуть больше 1 кг. Ура, первая рыба поймана.

Мы радовались этому не только из-за удовольствия рыбака потешившего свою страсть, но и потому, что это была еда, животный белок. Дело в том, что продуктов было взято 15,5 кг. В основном это были каши и макароны, и если это количество разделить на троих, а потом на 14 дней похода, то получится совсем мизер. Тушенку и хлеб мы не брали, и вообще не брали продукты содержащие воду. Алкоголь и тот крепче обычного. Весь расчет строился на том, что рыбы, дичи, грибов и ягод будет в достатке.

В обед встретились с Колей в намеченной точке. Он умудрился добыть четырех рябчиков и крохаля. Ружье начинало оправдывать свой вес. Так как дичь мы уже ели, то решили сварить уху из большой щуки. В желудке у нее оказалась мышь, но лично у меня этот факт кроме легкой обиды за млекопитающих, не вызвал никаких неприятных ощущений. А вот в утке был довольно здоровый хариус. Причем в желудке он не помещался и хвост чуть не торчал из горла. Это еще больше укрепило нашу веру в то, что сегодня мы увидим хариусов.

Уху заправляли сухим картофельным пюре и добавили специй. Вышло неплохо, но все равно тяжеловато было съесть за раз столько рыбы. Так уж получилось, что это была единственная уха этого похода. Почему? Расскажу чуть попозже.

После обеда снова двинулись в путь. Диме надоело садиться в лодку и вылезать каждые пять минут. Он все больше шел по берегу или по отмелям. Я же справлялся с лодкой самостоятельно. Помощь требовалась только на перекатах и то не на всех. Воды становилось все больше. Берега тоже изменились. Появились каменистые осыпи. Иногда они приближались к руслу, иногда виднелись в отдалении. То есть у реки появилась пойма, пока еще не очень широкая. Количество омутков тоже возросло, но все они были пустыми.

Но вот после преодоления очередного переката я заметил движение в воде, а присмотревшись, разглядел хариуса. Он стоял на струе и лениво шевелил плавниками, изредка хватая что-то совсем мелкое из струи скатывавшейся с переката. Мощное серебристое тело, большие ясные глаза, чуть красноватые брюшные плавники. Но больше всего поразил спинной плавник, на нем было пятно ярко-голубого цвета. Хариус подпустил к себе на три метра и даже дал себя сфотографировать, демонстрируя самоуверенность, и как бы говоря: - «В своей стихии, я никого не боюсь». Я подозвал Диму и Колю. Дима быстро собрал спиннинг, на заброс сделал чуть пониже, в омуте. И сразу вытащил экземпляр грамм на пятьсот. Попросив у него спиннинг, я тоже забросил, и хариус клюнул сразу. Подтащив его на берег, от волнения дрожащими руками поднял свой первый трофей на Лаке.

Почти прошли намеченные десять километров, и уже подыскивали стоянку, когда неожиданно, метрах в шестидесяти от меня закачались кусты. Брат шел рядом со мной, и я только успел подумать,- «Дима, что ли нас опередил», как понял что это не Дима, а хозяин этих мест – русский бурый мишка. Вернее он показался мне не бурым, а каким-то палевым, а ушки точь-в-точь как у олимпийского мишки. Миша постоял несколько секунд, посмотрел на нас, и с достоинством удалился. Дима шел далеко позади и расстроился, что не увидел его. Даже сходил на то место, проверил, не прячется ли там медведь.

Метров через пятьсот мы нашли неплохой пляжик для стоянки и приступили к разбивке лагеря и приготовлению пищи. Я попытался сделать «быстросолку». Нарезал хариусов кусочками, посолил в меру, положил в пакет и тряс минут пятнадцать, пока руки не замерзли. Сразу есть не решились, а вот утром попробовали и… ничего особенного: рыба как рыба, на селедку похожа. Наверное, наличие картошечки, черного хлеба и водки обязательное условие для такого блюда. На ужин была жареная щука с рисом. Вот это было вкусно, для себя отметил обязательность сковородки в большом походе. До этого момента сомневался в ее необходимости.

Ночью спал тревожно, все прислушивался к звукам снаружи. Было прохладно, опять палатка покрылась инеем.